Перспективы российско-тюркского взаимодействия в период глобальной политической и экономической трансформации в первой половине 21 века

Радик Мурзагалеев

директор Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» (Башкортостан, Россия)

 

Перспективы российско-тюркского взаимодействия в период глобальной политической и экономической трансформации в первой половине 21 века

 

Как говорил ещё Лев Николаевич Гумилёв, когда славяне и тюрки встречаются получается хорошо, получается симфония. Этот тезис не потерял своей актуальности и сегодня.

Российско-тюркское взаимодействие – имеет колоссальную ценность для государств и народов, населяющих Большую Евразию. Актуальность данного взаимодействия в начале XXI века диктуется общей политической и экономической ситуацией, складывающейся в мире в настоящее время, а также значительным усилением и развитием экономического, военного сотрудничества в последние годы между Россией и тюркскими государствами. Это взаимодействие происходит и в формате Евразийского Союза и ОДКБ и других интеграционных проектов.

Почему мы говорим конкретно про российско-тюркское взаимодействие?

Во-первых, тюркский компонент, наряду с другими компонентами, является неотъемлемой частью России. Славяне, тюрки, финно-угры и другие равновеликие народы совместно возводили цивилизационное пространство, которое стало домом для множества народов. В России накоплен многовековой опыт совместного проживания славянских, тюркских и иных народов.

Евразийский экономический союз – является наглядным и очень продуктивным результатом славяно-тюркского взаимодействия, в который сегодня входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения. Очевидно, что этот союз будет крепнуть и включать в себя новых членов-организации.

Во-вторых, особое преимущество славяно-тюркского мира – это его полицентричная направленность и отказ от монополии.

Многие эксперты называют это свойство, как и сам Лев Николаевич Гумилёв, пассионарностью. Мне же в данном случаи хочется назвать это взаимодействие синергетическим и полицентричным. Его смысл в том, что не одна повестка, будь то «славянская» или «тюркская» не выходит на первый план. Этого и не требуется для гармоничного и динамичного развития.

Для отдельных стран Западного мира российско-тюркский синтез рушит все планы. Этим странам не нужна полицентричность, они привыкли, обладая научно-технологическим и военным преимуществом, навязывать остальному миру свой порядок и свои правила. Для этого организуются «цветные революции», гражданские войны, беспрецедентные акции насилия и мирового произвола.

На восточном направлении для славянских и тюркских государств также возникает новый риск, связанный с экономическими возможностями их соседа Китая. В таких сложных ситуациях, когда с одной стороны формируется мир по западному образцу, а с другой – растёт экономическое могущество Китая, славяно-тюркским государствам необходимо разрабатывать свои интеграционные проекты, поскольку в одиночку справляться с внешними вызовами становится сложнее.

В-третьих, оказывает негативное воздействие на страны угроза, исходящая от, так называемого, ИГ. В этих условиях достаточно непросто выстраивать прагматичные отношения, но российско-тюркский вектор, не смотря на всё свое идейно-политическое многообразие, уже доказал свою эффективность. Когда Россия и тюркские государства отбрасывают отдельные частные вопросы и концентрируются над решением общей проблемы, то ни одна угроза не может выстоять.

В-четвёртых, российско-тюркские отношения носят комплексный, многоуровневый характер и не ограничиваются лишь региональными вопросами. За многолетнюю историю контактов сложились достаточно тесные культурно-гуманитарные и торгово-экономические отношения, особое место в которых занимает энергетика.

Так 19 ноября Президент России Владимир Путин и Президент Турции Реджеп Эрдоган встретились в Стамбуле на торжественной церемонии окончания строительства морского участка газопровода «Турецкий поток», который протянется по дну Чёрного моря на расстояние в 900 километров и соединит Турцию с газовой системой России, а также позволит уже в будущем 2019 году начать поставки «голубого топлива» в Восточную и Южную Европу. И это только один из примеров эффективного энергетического сотрудничества.

Сюда можно отнести и правовое урегулирование вопроса по каспийскому водоёму, где руководители государств проявили стратегическую собранность и пришли к общим результатам. Да, это серьёзные шаги в сторону полицентричного мира, в котором российско-тюркский синтез занимает достойное и уважаемое место.

В российско-тюркских отношениях присутствует поступательное и стабильное развитие. Сегодня, если говорить объективно, стабильность во многом обеспечивается из-за экономических и культурно-гуманитарных проектов. Политический аспект, если и имеет место быть, то является не определяющим.

С одной стороны, превалирование экономико-культурной направленности позволяет решать сразу несколько проблем: сохранение прагматических политик государств, отсутствие каких-либо не разрешаемых спорных вопросов, воспроизводство и поддержка полицентричного мира.

Данные аспекты придают российско-тюркскому сотрудничеству дополнительный запас прочности, укрепляют двусторонние и многосторонние отношения.

С другой стороны, политическая повестка также важна для этих отношений. Но нужна ли сейчас? Наверное, в этом вопросе не нужно торопить событий.

Хотя определённые сдвиги, на мой взгляд, могли бы произойти. Здесь я веду речь о сопряжении России, ЕАЭС, и Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

Идея не новая, но в общем то очень интересная. Полагаю, что всё-таки Совет сотрудничества тюркоязычных государств без России является не полным. И можно привести множество причин. Но я скажу о следующем – сопряжение позволит выйти ЕАЭС и ССТГ на совершенно новый качественный уровень.

Здесь не нужно искать каких-то политических подтекстов. Россия – сильная страна и у неё нет прямой необходимости вступать в ССТГ. Но с экономических позиций – это было бы интересно. Подобный шаг с экономико-культурной позиции был бы выгоден всем, России, тюркоязычным государствам. Сопряжение позволило бы развернуть экономико-энергетический потенциал наших государств и наБлижнем Востоком, Европе, в формате Большой Евразии. Мы бы все чувствовали себя более комфортно, даже если не все сейчас видят интереса в этом.

Важно усиливать культурные составляющие российско-тюркского сотрудничества. Они имеют несомненное значение в укреплении отношений.

Российско-тюркский синтез, если посмотреть на него глобально и с определённой перспективой, то это больше, чем просто экономический симбиоз. Это будущее Большой Евразии.

Отдельно нужно сказать и о том, что сегодня назрела необходимость создания образовательных, научных и экспертных площадок для всего российско-тюркского, славяно-тюркского мира.

Такую площадку можно было бы создать в Башкортостане, как в одном из поликультурных субъектов Российской Федерации, в котором российско-тюркский диалог подтверждается ежедневно на всех уровнях коммуникаций.

Мы должны понимать, что сегодня формируется определённый социальный заказ в мире на экспертов, способных в информационно-публичном пространстве озвучивать не только теоретические конструкты, но и практические моменты российско-тюркского взаимодействия.

В итоге резюмируя, хотелось бы сказать о следующем. Я вижу несколько сценариев развития российско-тюркского сотрудничества.

Первый – консервативно-инерционный. Ситуация глобально не меняется. Государства придерживаются курса прагматизма, превалируют национальные интересы над глобальными, создаются и распадаются по инерции союзы. Со временем тюркский, как и любой другой культурно-цивилизационный фактор, ослабевает, укрепляются отдельные экономические модели в мире (китайская, индийская, западно-капиталистическая). Я бы назвал этот сценарий «временем потерянных надежд», когда российско-тюркский потенциал не был бы раскрыт в полной мере в силу различных причин.

Второй – рыночный. Экономика полностью поглощает политическую повестку. Полицентричность развивается до тех пор, пока отдельные государства на общем фоне не усилят свои экономические возможности. В таком случае возникнут новые глобально-экономические коммуникации. В отдельности России и тюркским странам будет несоизмеримо тяжелее отстаивать интересы. Совместно могут представлять особый российско-тюркский центр глобальной экономики и управления в контексте полицентричности.

Третий —цивилизационно-ценностный. В основе российско-тюркского сотрудничества будут усиливаться экономико-культурные проекты, которые приведут к сближению политических позиций по большинству вопросов мироустройства. Постепенно российско-тюркский синтез трансформируется в особую цивилизационную систему в формате Большой Евразии, к которому присоединяться другие цивилизационные системы. Это будет некий ответ всеобщей глобализации и вызовам современности.