Цитатник

  • Я мечтаю о новом человеке.
  • Целились в коммунизм, а попали в Россию.
  • В Югославии разыгрывается сценарий будущего России, и я должен вернуться для того, чтобы разделить участь моего народа
  • Реальную опасность для нас представляет западное сверхобщество, пытающееся покорить, подмять под себя всю планету и устанавливающее для этого собственный миропорядок.
  • Советская система рухнула не в силу внутренней несостоятельности. Она была жизнеспособной, могла существовать вечно. Это была грандиозная диверсионная операция Запада.
  • После распада Советского Союза в мире началась эпоха эволюционного спада, эпоха тотальной социальной реакции… …направленность этой реакции – антикоммунизм, антисоциализм, антидемократизм и антилиберализм. Важнейшим компонентом этой реакции является искусственно создаваемое и всячески поощряемое тотальное помутнение умов, искусственная реанимация дремучих идеологий прошлого и изобретение новых, того же интеллектуального уровня и направленности.
  • ХХ век был, может быть, последний человеческий век. На смену ему надвигается громада веков сверхчеловеческой или постчеловеческой истории, истории без надежд и без отчаяния, без иллюзий и без прозрений, без обольщений и без разочарований, без радости и без горя, без любви и без ненависти.

  • Языковая практика людей с логической точки зрения — зрелище, достойное кисти сюрреалиста. Речи политических деятелей, прокуроров, юристов, журналистов, пропагандистов, ученых, больше всего претендующих на логичность, на самом деле дают выдающиеся образцы логической бессвязности и несуразности.
  • Из обломков сарая небоскреб не построишь. У вас получится другой сарай, только хуже.
  • Личностью становится не тот, кто стремится как можно выше подняться по социальной лестнице и захватить максимум жизненных благ, а тот, кто творчески самореализуется в своём призвании и кто способен ради этого пожертвовать соображениями карьеры и материального благополучия.
  • Человек начинается не с коллектива, а с сопротивления коллективу в этом коллективе. До этого он – вид животного. Человек начинается с “я”, а не “мы»
  • Меня зачисляли в антисемиты и сионисты, в русофобы и в русские шовинисты, в коммунисты и антикоммунисты… Я ни то ни другое и не прочее. Моя позиция такова: я – самостоятельное государство из одного человека, я никому не служу, не следую ни за кем.
  • История нашей страны последних 70 лет показывает весьма убедительно, что не критика вредит обществу, а нетерпимость к ней.
  • Реальность никогда не станет соответствовать провозглашенным идеалам общества.
  • Я не рожден для власти, а рожден для ее критики. Но критика власти – это еще не есть неприятие власти.
  • Вы не найдете ни одного крупного русского писателя, у которого не было бы критического отношения к власти. Но это вовсе не означает, что они все были анархистами. Достоевский, например, дружил с Победоносцевым. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором. Да даже Пушкин был придворным.
  • Утрата государственной независимости, потеря контроля над стратегическими отраслями сравнимы по тяжести с последствиями войны.
  • Боль ощущается не так остро, если имеешь твердое решение выстоять.
  • Цивилизация в соей основе есть прежде всего самозащита человека от самого себя.
  • Суть проблемы рабства состоит не в том, почему людей заставляют становиться рабами, а в том, почему они позволяют превращать себя в рабов.
  • Мелкие успехи никогда не ведут к крупной победе. Крупная победа складывается только из поражений.
  • История идёт так, что идеи выдвигают одни, реализуют их другие, а плодами пользуются третьи.
  • Невежественный, глупый, бесчестный, бездарный человек является скотиной вследствие невежества, глупости, бесчестности, бездарности. Образованный, умный, честный, талантливый человек становится сверхскотиной вследствие образования, ума, честности, таланта.
  • То, что в политике называется беспринципностью, есть фактический принцип, согласно которому можно декларировать любые официальные принципы в зависимости от обстоятельств.
  • Идеологический проект в принципе не может учитывать отрицательные последствия реализации своих идеалов, ибо он призван мобилизовать массы на достижение этих идеалов и поэтому должен сулить им златые горы.
  • Начиная с некоторого уровня руководитель становится лишь символом большой группы лиц, стоящих у власти.
  • Истину говорят одиночки. Если многие разделяют твои убеждения, значит, в них есть удобная дли них идеологическая ложь.
  • Фундаментальная функция идеосферы – сделать основную массу членов общества (желательно всех) неспособной к самостоятельному и объективному пониманию явлений реальности, позволяя им в этом отношении лишь то, что необходимо и достаточно для исполнения ими их социальных функций.
  • Глупости надо обучаться так же, как уму. Очень высокой степени глупости люди достигают лишь в течение длительной жизни и большого числа тренировок. Современно аналогично обстоит дело с такими качествами, как цинизм, подлость, хитрость, изворотливость, склочность и т.п. Умение делать подлости достигается не сразу. И чтобы стать выдающимся подлецом, надо иметь к тому способности, а также долго и упорно учиться. Не случайно поэтому выдающиеся подлецы среди пожилых и образованных людей встречаются чаще.
  • Все лучшие достижения цивилизации появились сначала как отклонения от нормы и изображались обычно как враждебные человеку. Цивилизация вообще есть уклонение, протест и защита от нормы.
  • Отдельные учения, начав жизнь с нескольких фраз, со временем разрастаются до гигантских размеров.
  • Если человечество погибнет, то не от разъединения и драк, а от единения и однородности.
  • Посредственность не может добиться больших успехов в творчестве, но может добиться больших успехов в смысле званий, почёта, денег.
  • Страх правды в наше время есть страх не перед неведомым, а перед очевидно ведомым. Люди боятся самих себя, так как знают, кто они.
  • Жизнь в уединении, без полной интеллектуальной и моральной деградации, возможна лишь в самом бурном потоке жизни.
  • Люди больше страдают не столько от своих пороков, сколько от того, что им мешают предаваться им.
  • Вера есть субъективное состояние, а доверие – общественный договор. Поэтому руководству можно доверять но не верить.
  • Люди не властны выбирать тип общества, который образуется в новых условиях, созданных в результате их совокупной деятельности, и чем грандиозней перемены, тем они менее управляемы.
  • Враги делают жизнь осмысленной и интересной.
  • Дело не в том, что запрещают, а в том, что ничтожно мало тех, кто требует разрешения.
  • Начиная с некоторого момента любые решения руководства по поводу некоторой проблемы имеют один и тот же результат. Например, решение сократить штаты с таким же успехом ведёт к его увеличению, как и решение их увеличить.
  • В любом большом скоплении людей, образующим целое, с необходимостью происходит образование иерархии групп и должностных лиц, что заранее превращает в идеологические фикции всякие надежды на социальное равенство.
  • В вопросах управления суть дела не в том, что не могут принять умное решение, а в том, что складывается система социальных отношений, вынуждающая принимать решения, которые кажутся глупыми даже с точки зрения тех, кто эти решения принимает.
  • Бескомпромиссное следование своим жизненным принципам возможно лишь в том случае, если ты вступаешь в открытый конфликт со своим окружением и идешь на жертвы.
  • Будущее невозможно предсказать, но его можно запланировать. История же есть стремление в какой-то мере и форме соответствовать плану. Проблема не в том, что произойдёт, а в том, что надо делать, чтобы история шла желанным для нас путём. Это как руководство к действию, а не как предсказания.
  • Быть побитым сильным не оскорбительно, но победа над слабым унизительна.
  • В реальных социальных отношениях реальной является лишь номинальная оценка личности, а реальная является лишь нереализованной возможностью.
  • Взбунтовавшийся человек или группа людей не имеет никакой программы своего поведения в период бунта. Бунт имеет причины, но не имеет цели. Вернее, он имеет цель в себе самом. Бунт есть явление чисто эмоциональное, проявление безысходного отчаяния. Бунт есть состояние безумия, но безумия не медицинского, а социального.
  • Вместо того, чтобы использовать слова лишь как средство для фиксирования результатов своих наблюдений реальности, люди самое реальность видят лишь в том освещении, к какому их вынуждают слова, через нагромождение слов, фраз, текстов, книг.
  • Вся история – утешение для слабоумных. На самом деле, просто одни обделывают свои делишки за счёт других, из совокупности их мелких пакостей вырастают большие. Для них выдумывают подходящее оправдание, которое называют объективными законами. Выдумывают так, чтобы удобно было делать новые пакости, и называют это научным предвиденьем.
  • Когда число людей, занятых поисками истины, превышает некий допустимый максимум, то вступает в силу закон: чем больше искателей истины, тем более чудовищные заблуждения порождают эти поиски.
  • Гениальный писатель отличается от посредственного не глубиной и широтой понимания человека, а способностью выдумывать что-то своё и из себя и приписывать это любому человеку. А потом литературные критики действительно замечают это в людях, ибо в людях в потенции есть все, что угодно (поскольку в них нет ничего).
  • Главное не в том, что есть отклонения от нормы, а в том, что есть норма, с необходимостью рождающая эти отклонения.
  • Государственные интересы – это абстракция. Есть интересы определённых категорий людей, которые они маскируют под государственные.
  • Диалектика – это орудие идеологии, но не орудие науки.
  • Если какой-то факт нашей жизни поражает своим несоответствием здравому смыслу, ищи в нём закономерную социальную основу.
  • Жертвы всегда напрасны. Сознание жертвенности поступков мучительно, ложно и бесплодно. Поступки должны переживаться и оцениваться исключительно по цели и результатам.
  • Забота о ближнем всегда связана с насилием, а ослабление насилия всегда означает усиление равнодушия к человеку.
  • Западное общество является тоталитарным на клеточном уровне, и именно поэтому оно демократично в целом. Тут своего рода закон постоянства суммы демократизма и тоталитаризма.
  • Идея иерархии априори исключает различие личных достоинств индивидов.
  • Избегай быть жертвой твоих врагов и избегай того, чтобы они были твоими жертвами.
  • Искренность – это форма поведения, а не добродетель.
  • История повторяется. Один раз как трагедия, а другой раз как катастрофа.
  • История подобна реке: она течёт туда, куда можно течь.
  • Каким бы ни был альянс искусства и политики, он рано или поздно обнаружит себя как мезальянс.
  • Когда есть что сказать, форма не играет особой роли. Она приходит сама собой. Причём адекватная содержанию.
  • Когда людей насилуют, им кажется, что они способны на многое. Дай им свободу, и всем станет ясно, что они неспособны ни на что.
  • Либерализм вырастает из сопротивления власти в массе населения.
  • Лист истории засиживают не слоны, а мухи.
  • Ложь есть абсолютно необходимая форма приспособления индивидов к условиям своей социальной среды. Человек, не умеющий лгать в общении с другими, есть существо не социабельное. Без лжи невозможен никакой социальный расчёт, без которого вообще нет социальной формы жизни.
  • Люди не есть “совокупность общественных отношений”, а они сами суть продукт истории и как таковые обладают такими свойствами, которые не зависят ни от каких социальных преобразований.
  • Марксизм – не догма, а руководство к ней. Идеология действительно играет роль руководства к действию, но лишь в догматической форме.
  • Марксизм, будучи идеологией, а не наукой, неуязвим для научной критики.
  • Масштабы ученого определяются тем, как много людей он ввел в заблуждение и насколько долго.
  • Мир сам по себе сер и прост. Сложность мира есть только нагромождение и путаница из простого. Мир не содержит в себе мистической тайны. Последняя должна быть привнесена в него извне.
  • Можно жить с тайными пороками, но нельзя жить с тайными добродетелями. Порок сам себе есть вознаграждение. Добродетель же ищет вознаграждения вовне.
  • Народ несёт полную ответственность за деятельность своего руководства. Он соучастник всех его добрых и злых дел. Начальство у нас народно, а народ начальственен.
  • Насилие в современном государстве есть равнодействующая свободных воль, а не злой умысел тиранов.
  • Наш язык, сложившийся под влиянием нашей литературы и западной культуры прошлых столетий, нуждается в основательной переработки для того, чтобы можно было более или менее строго разговаривать о наших сегодняшних проблемах и хотя бы чуть-чуть понимать друг друга.
  • Не бывает преступных эпох. Бывают трагические эпохи, в которые совершается много преступлений.
  • Несвобода всегда начинается с облегчения и соблазна.
  • Ничто не является таким прочным в истории, как то, что не имеет внутренних основ, – мифы, предрассудки.
  • Человек знает, что такое добро и что такое зло, и становится тем, что он есть в нравственном отношении по собственной воле и по собственному желанию. Нельзя стать злодеем по принуждению или по неведению. Если человек – негодяй, он хотел стать таким и приложил к тому усилия. Человек сам несёт полную ответственность за свою нравственность.
  • Общие законы мира суть лишь соглашения о смысле слов. Общие законы общества суть лишь правила поведения, изобретаемые людьми.
  • Основная трудность понимания общественных явлений состоит не в том, чтобы обнаружить какие-то сенсационные факты, собрать статистические данные или получить доступ к тщательно скрываемым тайнам государственной жизни, а в том, чтобы найти способ понимания повседневности.
  • Отношение идеологии к реальности характеризуется не понятиями истинности и ложности, а тем, насколько хорошо идеология служит цели обработки сознания людей в желаемом направлении.
  • Понимание не приходит без усилия и есть сопротивление заблуждениям, которые навязываются под видом чего-то само-собой разумеющегося.
  • Порядочный человек отличается от подлеца тем, что, делая те же подлости, что и подлец, не испытывает от этого удовольствия.
  • Правда о прошлом возможна только тогда, когда она не вызывает эмоций. Если прошлое вызывает эмоции, оно непознаваемо.
  • Превращение марксизма в господствующую государственную идеологию сопровождалось превращением диалектики из орудия познания сложных явлений действительности в орудие идеологического жульничества.
  • Предводителем крыс не может быть лев. Предводителем крыс может быть только крыса.
  • Предоставленное самому себе и действию социальных законов право имеет тенденцию к разработке таких систем юридических норм, в которых неопределённость становится принципом.
  • Преодолевая сопротивление профессиональной среды и общей традиционности, человек постепенно принимает форму, приближающуюся к стандартам индивида этого общества. Иначе он не продавится сквозь дырочки в преградах.
  • Проблема заключается не в том, как построить земной рай, а в том, как жить в этом раю.
  • Прогресс общества – это в значительной мере процесс изобретения средств, ограничивающих и регулирующих действие социальных законов.
  • Прогресс общества есть борьба против своего нормального состояния.
  • Разбросанные в пространстве и во времени фрагменты истории не являются историей чего-то одного, как бы эти фрагменты не упорядочивались теоретиками. Упорядоченный ряд возможных состояний различных обществ не есть ряд последовательных этапов эволюции одного и того же общества.
  • Регулярно повторяющийся фарс и есть трагедия.
  • Род человеческий живёт за счёт того, что в нём время от времени появляются точки роста, выдающиеся из массы людской отростки необычного.
  • Самую глубокую основу всех мерзостей образует не безнравственность средних и худших представителей рода человеческого, а ущербная нравственность его лучших представителей.
  • Самые глубокие тайны основных социальных явлений не спрятаны за кулисами политической сцены, а открыты для всеобщего обозрения в очевидных фактах повседневной жизни. В сенсационных сочинениях, разоблачающих некие скрытые пружины общественной жизни, содержится истины не больше, чем способен заметить здравомыслящий ум в самых заурядных житейских делах.
  • Социальный прогресс отчасти состоит в том, чтобы формировались индивиды, выполняющие более сложные функции, но имеющие более простое внутреннее (духовное) строение.
  • Способные, у которых нет возможностей и мужества реализовать свои способности, способны на любую пакость. Они мечутся и уничтожают всё, что может служить укором их совести.
  • Ставить проблемы важнее, чем их решать. Решённые проблемы исчезают в прошлое, поставленные рождают будущее.
  • Степень свободы определяется тем, в какой мере общество способно допустить фактическую свободу в отношении действий людей, считаемых оппозиционерами.
  • Страх смерти не имеет ничего общего с жаждой жизни. Тот, кто на самом деле жаждет жить, не боится смерти. Ожидающий смерти боится её.
  • Сумма жизни равна множеству нереализовавшихся возможностей и одной реализовавшейся нелепости.
  • Убеждения – это априорные установки на то, как поступать в конкретной ситуации без понимания её конкретности.
  • Умирание есть естественный процесс. А раз так, то если он проходит правильно, он должен доставлять умирающему удовольствие.
  • Фактически существующее право содержит норму и систему оговорок, позволяющую её обходить, т.е. завуалированная форма бесправия. Оно есть право, пока не угрожает власть имущим. Но как только появляется намёк на такую угрозу, оно превращается в форму бесправия.
  • Целое никогда не складывается из отдельных эпизодов. Оно лишь распадается на эпизоды, оставаясь при этом единым и неповторимым. Оно исчезает, оставив после себя, как развалины, отдельные эпизоды. И если хочешь его описать, бери его сразу и целиком, а не постепенно и по кусочкам.
  • Цивилизация вообще вырастает из сопротивления коммунальности и в своей основе есть прежде всего защита человека от самого себя.
  • Чтобы иметь в науке учеников, надо иметь власть, т.е. способность устроить их и накормить.