СЛОВО КАК ОРУЖИЕ

В Москве может появиться улица Олеся Бузины. С такой инициативой выступили собравшиеся на презентацию книги  украинского писателя и журналиста Олеся Бузины «СЛОВО КАК ОРУЖИЕ» 26-го июня в МИА «РОССИЯ СЕГОДНЯ» представители общественных организаций России, Украины, ДНР и ЛНР.

Организаторам мероприятия президенту и вице-президенту МЦ «ЗИНОВЬЕВ-ЦЕНТР» Ольге Зиновьевой  и Владимиру Лепехину удалось собрать представительную публику из четырех республик. Мать погибшего от рук убийц писателя Валентина Бузина поблагодарила всех, кто готовил материалы, помогал изданию книги: экс-премьер Украины Николай Азаров, Валентина Бузина, журналист Кирилл Вышинский, Ольга Зиновьева, Владимир Лепехин.

«А дальше – это все творчество Олеся», — добавила она. – «Олесь был человеком, если бы вы меня спросили, прежде всего, очень порядочным. Все его материалы, все то, что он писал, все его творчество – оно пронизано правдой»

— Знаете, я очень много говорила Олесю: «Сыночек, ну можно другим словом как-то там оговориться? Очень резко ты сказал». На что он один раз мне сказал: «Мама, вот как раз такие слова подходят, как раз так надо говорить». А в другой раз он мне сказал: «Мама, вот ты же работаешь? Ты много лет работаешь, но я никогда не сказал, что ты где-то на работе что-то делаешь не так. Пожалуйста, как я пишу, что я говорю – это мое дело, я отвечаю за свои слова. Мама, я никогда не лгу, я говорю только правду. И ты не бойся, за слово правдой не убивают». Но, как видите, случилось по-другому. Пятый год, 16 апреля, как моего сына нет. Я благодарна, что я сейчас и говорю, и вижу Олеся. И что я только в здание вошла, первым меня поприветствовал мой сын. А за то, чтобы это приветствие было, кто-то позаботился. Спасибо вам за ту заботу, которую вы проявляете об Олесе, — сказала она.

В России Олесь Бузина стал известен после участия в политических ток-шоу. Его начали узнавать на улицах Москвы, слава о нем сохранилась и на Украине. Только те девять книг, которые он написал, Киевом неофициально запрещено издавать. Валентина Павловна сказала, что несет боль, так как Олесь – ее сын, но и сын Украины, который боролся, чтобы в стране установились мир и справедливость.

«Он был просто Гулливер в стране лилипутов», — сказал российский журналист Дмитрий Киселев. – «По образованию, нравственным качествам, масштабу личности. Это большая историческая фигура. Олесь останется примером для всех журналистов, сейчас примером борьбы за Олеся и за слово является Валентина Павловна, которая буквально подхватила знамя».

Киселев считает, что Олеся Бузину убили потому, что при нем происходящее на Украине было бы невозможным. Убийством журналиста создали впечатление о допустимости современных украинских реалий.Ольга Зиновьева выразила надежду, что такая невероятная страна с частью нашей общей истории как Украина доживет до тех дней, когда «страшный морок исчезнет».

«Ситуация, в которой оказалась Республика, страна Украина не вписывается ни в какие рамки ни морали, ни государственного представления о независимости, справедливости и суверенности. То, что происходит на этой европейской части суши, которая знает образцы великих деклараций о независимости государств, которая подписывалась под многочисленными документами международного характера… уверена, что небо Украины очистится от всей это нечисти, грязи и мусора», — сказала она.

Редактор-составитель новой книги Елена Вавилова познакомилась с Олесем Бузиной тогда, когда приходила на работу в газету «Киевские ведомости», а он уходил, будучи ее самым ярким лицом.

«Я спросила: «Олесь, почему ты уходишь?» Он ответил: «Я не успеваю». Видимо, он чувствовал, что мало времени отпущено судьбой, и он торопился жить. Он писал для многих изданий, работал над книгой. Девять книг его – замечательные книги – не знаю, как это организовать, но по крайней мере на территории России, чтобы они стали учебными пособиями для журналистских вузов, исторических вузов. На самом деле, так интересно рассказывать об истории, как это делал Олесь, основываясь на фактах и аргументах, живым, человеческим языком, мог только он», — сказала она.

Современная Украина, как государство, с которым словом боролся Олесь, выдавливала и продолжает выдавливать талантливых людей. Если бы убийцы Бузины читали его книги, то вряд ли бы у них поднялась рука на преступление, считает Вавилова. Она напомнила, что Украина также избавилась от выдающегося премьер-министра за всю историю страны Николая Азарова. Бывший глава правительства вытаскивал государство из ямы, в которую оно скатывалось, и за это был изгнан.

«Это страна, которая избавляется от такого выдающегося журналиста, как Володя Скачко. Сегодня он вынужден скитаться вдали от Родины. Вижу, ему не нравится, что я говорю, но прости, я вынуждена это сказать», — добавила она.

Выступил Николай Азаров. Он поблагодарил российские власти за возможность отметить юбилей Олеся Бузины и «помощь, которую оказывают представителям оппозиции украинской». Азаров сказал, что за последние пять лет многое осмыслил. В украинской политике Николай Янович провел тридцать лет, и главной ошибкой назвал то, что все эти годы шла борьба за власть, а не за умы.

«А за власть ведь можно легко бороться. Можно обмануть людей, можно зазомбировать людей, можно использовать политтехнологи. А вот если б мы боролись реально за умы людей, нам бы не пришлось использовать вот эти технологии зомбирования, чем сейчас в таком серьезном количестве и качестве пользуются нынешние так называемые власти Украины», — сказал он.

Здесь Азаров подчеркнул, что в лице Олеся Бузины потерян серьезный боец, который «срывал лак с нашей надуманной истории». Экс-премьер пояснил, что критиковать советские времена не хочет, но история тогда была «лакированной»:

«…какой-то там национально-освободительной борьбы украинского народа, национальных героев… А когда мы к двухсотлетию [Тараса] Шевченко восстанавливали исторические места, связанные с Тарас Григорьевичем (мне приходилось вникать и заниматься этими делами и знакомиться с реальными историческими источниками, архивными документами), то, вспоминая статьи Олеся Бузины о Шевченко, думал: так ведь он еще далеко не все сказал. И вот так было на нашей историей, которая была придумана. Сейчас теми, кто пришел нам на смену, она гипертрофируется. Из истории вытаскивается самый негатив, который у нас был, возводится на пьедестал, и люди буквально зомбируются», — сказал Азаров.

По его мнению, после развала СССР за тридцать лет прошла «дебелизация» населения, остался узкий пласт интеллигенции, которая интересуется историей. И на Украине это допустила власть, в том числе. Глыбой в безликом массиве был Бузина.

Олесь, отмечали собравшиеся, хотел быть услышанным и на Донбассе, и в Киеве. Журналист выступал за цветущую и мирную страну, призывал к миру на Юго-Востоке. За что поплатился жизнью.

Мятежный Юго-Восток прислушался к Бузине. В Донецкой Народной Республике чтут украинского писателя. Министр связи ДНР Денис Яценко, глава «Почты Донбасса» Денис Неудачин и руководитель Центра миротворческих инициатив Денис Денисов погасили марку в честь 50-летия Бузины.

«Мы привезли в нашу столицу особое издание марки, посвященное 50-летию со дня рождения Олеся. Это – реперная точка для всей России, скажу «бывшей» Украины… эти точки, этот идеологический контур, который мы должны будем здесь сформировать для всех нас, наших детей, потомков… Мы не успели погасить марку, ее уже ищут, скоро за ней будут охотиться – это такой новый старый шаг, который позволяет нам доносить свои идеи», — сказал Яценко.

Марку погасили. Теперь она введена в обращение. По две песни спели известные российские исполнители Юлия Чичерина и Джанго (Алексей Поддубный).

«Ты знаешь, я несколько раз тебя видел в Киеве», — обращался к Джанго Бузина за три месяца до убийства, вспоминает певец. – «Он сказал: «Мне нравятся твои песни».

Джанго признался, что был очень польщен вниманием Бузины, и что приглашал его в гости, но, увы, не свиделись, что скорбит… И посвятил Бузине две песни: одну написал в Киеве, вторую – в Донецке. Первая – о том, что «все-таки вернемся в дома свои».

«Я в Киев возвращаться не хочу после того, как побывал на Донбассе. Не знаю, как я смогу общаться с людьми, которые сдавали деньги на АТО, например. Или поддерживали это каким-то другим образом. Поэтому там мне будет жить просто неприятно, даже если там много чего поменяется, и меня позовут обратно», — сказал Джанго. – «Под домом я подразумеваю нечто иное. Это дом нашей души и, я считаю, мы – русские люди, и Олеся я тоже считаю русским человеком – наша сила и оружие наше – наша нежная душа, обращенная к Богу, придающая нам силы не бояться смерти перед лицом врага».