Зиновьевский клуб: о философии власти

Зиновьевский клуб: о философии власти

Сегодня в Москве после летнего перерыва открылся новый рабочий сезон Зиновьевского клуба. На площадке МИА «Россия сегодня» состоялась дискуссия «Философия власти. Что считать базовым социальным отношением?».

Чтобы обсудить непростой вопрос, за круглым столом собрались сопредседатель клуба Ольга Зиновьева, философ Тимофей Сергейцев, адвокат Петр Мостовой, политолог Валентин Артемов, руководитель Экспертного центра Всемирного русского народного собора Александр Рудаков, а также арт-директор клуба Ксения Зиновьева и другие члены клуба: Искандер Валитов, Алексей Панкин, Анастасия Федина.

«Мы очень рады началу нашего нового рабочего сезона. Клуб вступил уже в шестой год своего существования. Этим летом в Крыму, в Коктебеле, проходила пресс-конференция, посвященная пятилетию возвращения Крыма на Родину, 20-летию возвращения Александра Зиновьева на Родину и пятилетию нашего клуба. Конференция проходила в очень теплой и очень понимающей обстановке. Нас приветствовала общественный деятель, жена главы республики Крым, мы получили от него (прим.Сергея Аксенова) поздравительное письмо», — рассказала в начале встречи вдова Александра Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба Ольга Зиновьева.

Далее участники клуба перешли к главному вопросу встречи — философии власти, а также связи власти и насилия. Петр Мостовой отметил, что переломным событием в истории человечества стало одомашнивание лошади. Именно тогда у древних скотоводов появилась возможность быть мобильными, передвигаться быстрее. Получив эту возможность, они впоследствии захватили территории земледельцев, установив там свой порядок. Именно тогда впервые, по словам спикера, насилие стало обращено внутрь человеческого сообщества, а не вовне, появилась ксенократия, которая продолжает существовать и по сей день.

Другой участник дискуссии — философ Тимофей Сергейцев — добавил, что он, как и философ Александр Кожев, считает, что власть — это всегда добровольное подчинение.

«Гегель вынужден был придумать эту так называемую диалектику раба и господина, но…завоеванный народ соглашается с тем, что он завоеван. И в этот момент всё равно это является добровольным подчинением. А ведь мог бы не соглашаться, потому что никого нельзя на самом деле ничего принудить делать с помощью насилия», — считает спикер.

К дискуссии подключилась и Ксения Зиновьева, акцентировав внимание на том, что большой властью над умами обладает и искусство, способное собирать тысячи людей в одном месте и мотивировать их, например, скандировать какие-либо лозунги.

Встреча получилась очень оживленной, споры не утихали до самого конца мероприятия и спикерам не удалось прийти к какому-то единому мнению. Поэтому в конце дискуссии Ольга Зиновьева предложила раскрыть этот вопрос еще полнее на следующих заседаниях клуба.

«Название и содержание дискуссии по сути тянет уже на следующие Зиновьевские чтения, где имеет смысл эту тему развернуть по всем направлениям, которые были сегодня указаны. Я считаю, что эта тема философская, очень мощная, и требует неповерхностного рассуждения», — подытожила Ольга Зиновьева.