Взаимодействие России с тюрокязычными государствами Центральной Азии: успехи и ошибки

Николай Николаев

(Россия)

Председатель правления

Института прогнозирования и урегулирования

Политических конфликтов

 

Взаимодействие России с тюрокязычными государствами Центральной Азии: успехи и ошибки

 

Взаимоотношения с государствами Центральной Азии обладают для России особым значением и особой чувствительностью. Автор этого доклада сознательно избегает термина «постсоветские государства». Во-первых, потому что постсоветский период уже закончился. Во-вторых, взаимодействие наших народов началось задолго до советской эпохи. В 13-14 веках Русь и страны Центральной Азии входили в состав единого государства – монгольской империи Чингисидов. В географическом и геополитическом плане, согласно выдающемуся английскому ученому, основоположнику геополитики Хэлфорду Макиндеру, Россия и государства Центральной Азии являются частями Хартлэнда, сердцевинной части мира. Хартлэнд простирается от Буга и Вислы на западе до Тихого океана на востоке и от Северного Ледовитого океана на  севере до гор Памира  и Гиндукуша на юге. Эта зона является, по мнению геополитика приоритетной, так как тот, кто ее контролирует, контролирует всю Евразию.

В новой и новейшей истории Русский народ и тюркоязычные народы Центральной Азии сто пятьдесят лет жили в составе единого государства – вначале Российской империи, затем Советского Союза. Распад СССР с одной стороны, привел на первом этапе к болезненному сокращению экономических, культурных и гуманитарных связей, привел к тому, что миллионы людей оказались за чертой бедности, а другие миллионы, особенно русские и русскоязычные в одну ночь оказались за границей. Неслучайно Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал это событие крупнейшей геополитической катастрофой двадцатого века. Также президент России отметил, что «тот, кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца, а тот кто жалеет, у того нет головы».

С другой стороны, народы и государства Центральной Азии стали самостоятельными политическими акторами, независимыми игроками, самостоятельно прокладывающими курс в сложном и небезопасном мире глобализации.  Это несет с собой как большие риски, так и большие возможности.

Двадцать пять лет, прошедшие с распада Советского Союза, показали, что многие прогнозы как романтических националистов, так и западных политиков, стремящихся свести к минимуму влияние России, не оправдались.  Полного разрыва отношений новых независимых государств с Россией не произошло, они не попали в орбиту влияния ни Запада, ни исламского мира, и начали проводить многовекторную политику  учетом своих национальных интересов. О том, что страны региона не попали в сферу американского влияния свидетельствует и бесславный вывод из Узбекистана и Кыргызстана американских военных баз, созданных там в 2001 году под предлогом борьбы против терроризма в Афганистане.

Образование Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в 1996 году и ОДКБ в 1994 году показали, что Россия рассматривается многими государствами Центральной Азии в качестве гаранта безопасности региона. Россия также в течение долгого времени оставалась ведущим торгово-экономическим партнером центрально-азиатских государств. Значимой вехой на пути развития экономических отношений между Россией и тюркоязычными государствами Центральной Азии стали договоренности 2012 и 2014 годов, приведшие к образованию Евразийского экономического союза. Создание ЕАЭС позволило облегчить обеспечить свободное движение товаров и капиталов в пределах евразийского пространства, существенно расширило общий рынок, создало новые возможности для компаний и бизнес-сообществ. Говоря о ЕАЭС нельзя не вспомнить, что у истоков теории и практики евразийской интеграции стоял президент Казахстана, автор концепции евразийского Союза Нурсултан Абишевич Назарбаев, который еще в далеком 1994 году выдвинул эту идею.

Впрочем, что касается государств, не вошедших в ЕАЭС, то это вовсе не означает их второстепенного статуса в российской внешней политике. Россия с пониманием относится к суверенному выбору, принимает концепцию разноскоростной интеграции в рамках Центрально-азиатского региона и развивает с такими странами сотрудничество на двусторонней основе.  Примером тому могут служить динамичные и постоянно развивающиеся отношения России с Узбекистаном. Отрадно отметить, что это сотрудничество получило новый стимул после прихода к власти в Узбекистане президента Шавката Миромоновича Мирзиеева.

Нельзя не коснуться и человеческого измерения отношений России с постсоветскими государствами Центральной Азии. Несмотря на многие прогнозы,  в Центральной Азии не отказались от единого культурного пространства с Россией и другими странами СНГ. В отличие, например, от стран Балтии там не забыли русский язык, его по-прежнему изучают, знают и любят. Да и миграционные потоки из региона из региона ЕАЭС идут не в сторону Китая или Западной Европы, а в сторону России, что говорит о комплиментарности (термин Льва Гумилева) наших народов.

В то же время, несмотря на несомненные успехи, достигнутые в развитии всестороннего партнерства между нашими государствами и народами, есть и недоделанные дела, а также промахи и ошибки, на которых тоже хотелось бы остановиться.

Во-первых, даже  некоторые российские политики и чиновники все еще относятся к вопросам сотрудничества с государствами ЦА как к чему-то маловажному и второстепенному. Государства ЦА превратились в самостоятельных игроков со своими чаяниями и интересами. Говорить и думать о том, что они «и так никуда не уйдут от России» было бы ошибочно, глупо и некорректно. К сожалению, зачастую российская политика по отношению к региону ЦА носит не активный, а реактивный характер. Не достает и теоретических и концептуальных наработок, экспертных исследований.

Во-вторых, грандиозный масштаб нашего сотрудничества требует и больших совместных проектов, в частности в экономической сфере. Российские инвестиции все еще идут в Центральную Азию в недостаточном объеме. Между тем, вкладывание капиталов в этот потенциально богатый и перспективный регион могло бы решить и многие российские проблемы. Не буду детально останавливаться на сложном феномене миграции. Это непростой и неоднозначный процесс, который по всей видимости будет и дальше продолжаться, но создание новых рабочих мест в самих тюркоязычных странах Центральной Азии могло бы уменьшить миграционный поток в сторону России, уменьшить социальную нагрузку на такие большие российские города как Москва.

В-третьих, необходимо изучение новых вызовов. К ним относятся не только терроризм и экстремизм, успешная борьба с которыми проходит в рамках ОДКБ и  ШОС, но и экологические изменения в регионе ЦА: общее повышение температуры, высыхание водоемов, таких как Аральское море, таяние ледников. В определенном смысле вызовом является и появление новых сильных экономических игроков, таких как Китай. Россия развивает с КНР стратегическое партнерство во многих областях, но новые масштабные международные китайские проекты в экономике и транспорте неплохо было бы сопрягать с национальными интересами стран СНГ и их экономическими приоритетами.

В-четвертых, недостаточное внимание проявляется к культурному и гуманитарному измерениям сотрудничества. Большую роль здесь могла бы сыграть активизация культурных, научных и образовательных обменов. Например, создание на территории Евразийского университета, где могли бы учиться представители талантливой молодежи из Центральной Азии, проведение Международных тюркских спортивных игр, издание Тюркской энциклопедии и других научных работ.

У истории союза и сотрудничества наших народов большая, тянущаяся вглубь веков история. Русский народ и тюркские народы взаимно обогащали друг друга культурно и духовно и во времена Киевской и Московской Руси, и во времена Советского Союза. Этот ресурс позволяет нам уверенно смотреть в будущее, которое мы не мыслим без наших центрально-азиатских соседей.